Проблемы и перспективы обращения в суд в электронной форме

Проблемы и перспективы обращения в суд в электронной форме

В настоящее время активно используется способ подачи документов в суд в электронной форме.

Для начала стоит сказать, что нельзя направлять в суд документы, имеющие юридический статус, по электронной почте. Этот запрет важен потому, что суд, как (прежде всего) государственный орган, должен иметь гарантии, что:

- документы отправлены в суд непосредственно заинтересованной и уполномоченной стороной;
- документы подписаны непосредственно заинтересованной и уполномоченной стороной;

Соответственно, документы, отправленные по электронной почте либо иным подобным способом – не позволяют соблюсти вышеуказанные критерии, так как такая форма подачи документов не предусматривает юридические гарантии для получателя отправления (документов).

Например. Гражданин А направил исковое заявление о расторжении брака в суд Б по электронной почте, подписав его на бумажном носителе и отсканировав в электронной форме. Далее, суд Б получает письмо по электронной почте с отсканированными версиями документов. После чего у суда Б возникает ряд проблем. Так:

- суд не может иметь гарантии того, что письмо было отправлено уполномоченным лицом, так как зарегистрировать в сети интернет электронную почту (указав имя уполномоченного отправителя) – может любой желающий;

- суд не может проверить подлинность подписи на исковом заявлении по причине, указанной выше.

Соответственно, единственным актуальным решением указанной проблемы будет отправка документов в суд с использованием учетной записи «Гос. Услуг» - Единого портала государственных услуг и функций (ЕПГУ). Вход в данную учетную запись происходит посредством интернет портала https://www.gosuslugi.ru/. Для регистрации на данном портале гражданину необходимо обратиться в ближайшее МФЦ (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в городе, в котором он проживает, и подать заявление через сотрудника МФЦ на предоставление логина и пароля для входа на интернет-портал «госуслуги». При этом, в процессе подачи заявления через МФЦ, сотрудник попросит Вас предоставить Ваш паспорт, СНИЛС, свидетельство ИНН (в отдельных случаях). После проверки Ваших документов, Вам выдаются данные для входа на интернет-портал.

По их получении, Вы можете перейти по интернет-ссылке https://www.gosuslugi.ru/ и пользоваться услугой по подаче документов в электронном виде в суд. Данный способ отправки документов является правильным и законным. Суд, при получении документов таким способом, будет их рассматривать и принимать соответствующее процессуальное решение.

Перспективы обращения в суд в электронной форме, на наш взгляд, кажутся оптимистичными. Если в настоящее время в некоторых судах и сохраняются такие проблемы, как невозможность аппарата суда физически распечатать электронные документы по их поступлении (на бумажные носители – для приобщения к материалам дела), то в будущем подобные проблемы будут решены. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что если раньше для подачи документов необходимо было делать электронно-цифровую подпись и платить деньги, то на настоящий момент это необходимость отпала.

 

Старченко Глеб Олегович юрисконсульт

ООО «Юридическая фирма «ЗАЩИТА»

  • Просмотров: 59