Туристические услуги: роялти, франчайзинг

Туристические услуги: роялти, франчайзинг

Во-первых, необходимо разобраться с понятиями. Франчайзинг – это предоставление исключительных прав от одного лица другому лицу на ведение коммерческой деятельности последним.

Такими правами являются, в основном, права на использование товарного знака, коммерческого обозначения и секрета производства. То есть, выражаясь простым языком, одна фирма (далее, всегда, по тексту, либо индивидуальный предприниматель) за плату передает другой фирме (далее, всегда, по тексту, либо индивидуальному предпринимателю) право действовать от имени первой фирмы, то есть, так же называться и иметь такой же «лейбл».
Собственно, денежное вознаграждение за приобретение таких исключительных прав, называется «роялти». Роялти выплачивается правообладателю (первой фирме) пользователем (второй фирмой) периодическими платежами в период и размере, установленным договором: либо в фиксированной сумме, либо в процентном соотношении от выручки второй фирмы по факту осуществления своей коммерческой деятельности.

В смысле исследуемой темы, туристический франчайзинг, в России, получил свое наибольшее развитие, ввиду простоты и прозрачности туристического бизнеса в плане возможности заключения сделок по франчайзингу. Следует обратить внимание, что франчайзинг – это обывательское наименование предоставления исключительных прав на бизнес. В Российском правовом поле, данная процедура называется «коммерческая концессия». Следовательно, договор, по которому оформляется франчайзинг, называется «договор коммерческой концессии» (далее, «Договор»).

Заметим, что по договору передается комплекс исключительных прав на бизнес, а не только отдельные полномочия. Например, по договору нельзя отдельно продать право на коммерческое обозначение без одновременной передачи остальных сопутствующих прав. В этом смысле закон обязывает правообладателя, при заключении договора, передать пользователю также всю сопутствующую документацию на ведение бизнеса, всю техническую информацию по реализации этих прав. Плюс ко всему, закон обязывает регистрировать договор в специальном органе исполнительной власти субъекта РФ по интеллектуальной собственности. Соответственно, договор вступает в силу с момента его регистрации. Также, только с момента регистрации, пользователю переходят все права по договору.

Учитываем, что с момента состоявшейся концессии, факт передачи исключительных прав не ограничивает взаимодействие правообладателя и пользователя. Так, согласно закону в случае, если договором не предусмотрено иное, правообладатель (первая фирма) обязан постоянно оказывать поддержку пользователю в плане обучения сотрудников пользователя, контроля их квалификации. Также правообладатель обязан контролировать качество конечного коммерческого продукта пользователя (как товары, так и услуги). В ряде случаев, по заключаемым договорам концессии, при выявлении нарушений в качестве продукта, правообладатель имеет право требовать от пользователя устранения нарушений в качестве, предъявлять соответствующие претензии.

Между тем, при осуществившемся франчайзинге, на пользователя, по договору, накладывается множество юридических ограничений, в том числе запрет на использование товарного знака правообладателя в целях, не связанных с теми, что оговорены в договоре. В противном случае правообладатель может потребовать от пользователя возмещения убытков.

Также есть возможность заключать не только договора франчайзинга (концессии), но и договора субконцессии (в случае отсутствия прямого запрета в договоре). Субконцессия означает предоставление права пользователю заключать договора концессии с другими лицами (на основании уже заключенного первоначального договора). При этом следует понимать, что пользователь несет финансовую ответственность по заключенным суб-договорам перед правообладателем за действия третьих лиц по суб-концессии. При этом в случае признания договора концессии недействительным – недействительными также признаются договора субконцессии.

 

Старченко Глеб Олегович юрисконсульт

ООО «Юридическая фирма «ЗАЩИТА»

  • Просмотров: 167